Стратегия развития рынка прямых и венчурных инвестиций до 2030 года

В декабре 2018 года РВК совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации представила проект стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года.

Разработка стратегии была предусмотрена планом мероприятий по стимулированию инновационного развития России, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации в июне 2017 года. По заказу Министерства экономического развития России проект стратегии развития венчурного рынка был разработан РВК совместно с международной консалтинговой компанией PWC.

Цель стратегии развития венчурного рынка — реализация инновационного потенциала России за счет развития конкурентного рынка венчурных инвестиций и создания зрелой индустрии венчурного инвестирования.

Стратегия развития рынка венчурных инвестиций предполагает к 2030 году:

Целевые количественные показатели:

  • увеличение годового объема сделок на российском рынке венчурного капитала в 30 раз, до 410 млрд руб. в год;
  • рост суммарного предложения капитала на венчурном рынке в 10 раз, до 2,7 трлн руб.;
  • увеличение количества ежегодно создаваемых высокотехнологических проектов в два раза, до 40 тыс.;
  • двукратное расширение рынка сбыта инновационной продукции, до 10 трлн руб.

Целевые качественные показатели:

  • повышение эффективности государственной поддержки;
  • организация венчурной экосистемы вокруг ведущих технических высших учебных заведений (университетов);
  • закрепление принципа глобальности рынка венчурных и прямых инвестиций и его участников;
  • концентрация усилий на наиболее конкурентоспособных технологических направлениях;
  • существенное расширение текущего круга инвесторов;
  • наличие многоуровневой экосистемы рынка венчурных и прямых инвестиций;
  • повышение привлекательности юрисдикции Российской Федерации для осуществления венчурных и прямых инвестиций.

Стратегия включает более 40 инициатив, направленных на устранение ключевых барьеров развития в России венчурной индустрии.

Стратегия выделяет три типа инвесторов как обладающих наиболее высоким инвестиционным потенциалом для российского рынка венчурных инвестиций: НПФ, корпорации и частные лица. Эти инвесторы могут увеличить объем предложения капитала на венчурном рынке к 2030 году на 134 млрд руб., 950  млрд руб. и 1 трлн руб. соответственно.

Согласно предложениям стратегии, НПФ могут получить возможность вкладывать определенный лимит средств в венчурные фонды в формате договора инвестиционного товарищества. При этом будут внесены необходимые корректировки в подходы к оценке риска инвестиций и методологии стресс-тестирования. Для выхода на российский венчурный рынок первых НПФ предлагается реализовать пилотный проект по участию НПФ в фондах с государственным капиталом. В таких фондах будет реализован принцип ассиметричного распределения прибыли, благодаря чему НПФ смогут получить повышенную доходность.

Для вовлечения на венчурный рынок другой важнейшей категории инвесторов – корпораций – в стратегии предложен комплекс мер налогового стимулирования. Он предполагает снижение налоговой базы при расчете налога на прибыль при создании корпоративных венчурных фондов, участии корпораций в венчурных фондах в качестве LP и инвестициях крупного бизнеса в технологические проекты.

Льготы в части налога на доходы физических лиц и увеличения лимита налогового вычета призваны стимулировать инвестиции в венчурные проекты со стороны частных инвесторов и бизнес-ангелов. Кроме того, стратегия предусматривает внесение изменений в законодательство, разрешающих участие физических лиц в договорах инвестиционного товарищества, через которые структурируется большинство венчурных фондов. В сфере налогового регулирования также предлагается рассмотреть инициативу по снижению тарифов по взносам в фонды социального страхования для малых инновационных компаний до 14 %.

На увеличение потока и качества проектов направлены меры стратегии по развитию инфраструктуры поддержки технологического бизнеса. В частности, к 2030 году запланирован запуск в России не менее 30 центров коллективного пользования услугами для малых инновационных компаний (в том числе услугами по таможенному оформлению, регистрации интеллектуальной собственности, совместным закупкам и др.), а также не менее 30 центров апробации и прототипирования, где проекты смогут воспользоваться инфраструктурой для проведения НИОКР, получить менторскую поддержку и др. Инициативы по развитию компетенций венчурного сообщества предусматривают запуск образовательных программ для технологических предпринимателей и специалистов венчурных фондов совместно с глобальными образовательными центрами.

Для доступа к передовой международной экспертизе в стратегии предложена возможность налоговых льгот для зарубежных компаний при размещении в России R&D-центров и выполнении требований по локализации НИОКР. Также запланирован запуск программы по систематическому инвестированию фондов с госкапиталом в глобальные венчурные фонды и зарубежные инновационные компании. Для ускоренного выхода российских компаний за рубеж предлагается создание акселерационных центров, предоставляющих комплекс услуг по поиску международных партнеров и продвижению продукции на целевых рынках.

Отдельный блок инициатив посвящен повышению доступности биржевых площадок как основного инструмента привлечения инвестиций для компаний поздних стадий. В документе предложены меры по пересмотру правил выхода на биржу быстрорастущих инновационных компаний, создание специальной методологии по их подготовке к листингу ценных бумаг и субсидирование соответствующих расходов. Кроме того, стратегия предлагает субсидирование ставок по облигациям для повышения привлекательности инструментов инновационных компаний для инвесторов, а также запуск программы по созданию pre-IPO фондов. Для облегчения работы с заемным финансированием для зрелых компаний предусмотрено внедрение механизмов кредитования под залог интеллектуальной собственности.

Стратегия ставит перед собой амбициозную цель по кардинальной трансформации ландшафта российской венчурной индустрии, повышению привлекательности и комфортности нашего рынка для всех категорий участников, достижению его конкурентоспособности в глобальном масштабе. Комплекс инициатив стратегии разработан РВК в тесном взаимодействии и живом диалоге с представителями частных фондов и инвесторов, институтов развития, органов власти, корпораций. В результате мы получили прикладной инструмент для системного и всестороннего развития инфраструктуры венчурного рынка на горизонте ближайших 5–10 лет.
Алексей Басов, заместитель Генерального директора–инвестиционный директор РВК