Financial support for NTI projects

RVC provides the procedures for the selection and implementation of NTI projects, and it also establishes the system for managing their life cycle. When selecting new projects to support, priority is given to platform projects that create an ecosystem around themselves, stimulating the emergence of new market niches, start-ups and innovative business projects on the part of established companies or integrated pilot projects that correspond to NTI road maps.

Support for the implementation of NTI projects can be provided in the following forms:

  • grants to individuals or legal entities that are participants in an NTI project to carry out research and development;
  • payment for contracts for the provision of services in the framework of the implementation of NTI projects;
  • payment for additional stock issue or for contributions to the charter capital of business entities that are participants in an NTI project;
  • contributions to non-profit organizations that are participants in an NTI project;
  • acquisition and granting for use to individuals and legal entities that are participants in an NTI project of scientific and other equipment and/or intellectual rights (technologies, software) that are not accounted for on the Project Office’s balance sheet;
  • reimbursement of part of the cost of interest on loans received by individuals or legal entities that are participants in an NTI project through Russian credit institutions or VEB.RF.

In 2018, RVC approved new editions of a number of bylaws and operating procedures, which made it possible to streamline the work of the NTI Project Office and simplify the procedure for selecting and monitoring projects. Changes were made to the Project Committee’s principles and working procedures, including the Procedure for the Expert Evaluation of NTI Projects, the Regulations on the NTI Expert Council and the Procedure for Monitoring and Managing Changes in NTI Projects.

In 2018, the Interagency Working Group on the Implementation of the NTI under the Government Commission on Modernization of the Economy and Innovative Development in Russia (IWG) approved 12 new NTI projects: Topaz, Aerotomography, Biobank-5 Platform, Spinal Neuroprosthesis, Experimental Digital Certification Platform, Operkit Platform, Mentor Academy, Practices of the Future, VORK, Digital Talent Management Platform, Autodata, on Duty Around the Planet.

As of the end of 2018, the NTI project portfolio approved by the IWG included 44 projects. Based on project data and the NTI road maps, work got under way on the formation of complex NTI projects (meta-projects). Meta-projects provide for the deep integration of community development technologies, tools for development institutions, resources for education and scientific systems into a single network-centric organism that can replace the concept of transnational corporations. At the end of the year, the NTI Project Committee presented the first six meta-projects for launch in 2019. One of them is Artificial Intelligence in Healthcare, for the implementation of which the National Medical Knowledge Base Association was created in 2018 in collaboration with the medical community.

Funnel of NTI projects with cumulative results for 2016–2018

Key indicators in 2018

  • RUB 2.3 bn
    from budgetary funds earmarked for the implementation of NTI projects
  • 12 
    NTI projects approved for implementation
  • RUB 1 bn
    from extrabudgetary funds earmarked for the implementation of NTI projects
  • 25 IPRs
    received by NTI projects
  • 44 
    projects in the general NTI portfolio as of the end of 2018
Projects approved by the Interagency Working Group for state support in 2018
Project Provider Road map Purpose of the project
Topaz InEnergy EnergyNet The development of new sources of energy, significantly better batteries. The project involves the development of technology that will be incorporated in a line of four products:
  • A compact portable power supply unit with a capacity of up to 30 W
  • A automated low-maintenance power supply unit for distributed power generation with a capacity of up to 300 W
  • A mobile power supply unit for robotics and unmanned aerial vehicles (UAVs) with a capacity of up to 1,000 W.
  • A stand for educational institutions called “High-temperature tubular fuel cells”
Aerotomography Novosibirsk State University AeroNet Development and creation of ground-breaking equipment for remote geophysical prospecting and exploration using UAVs. The innovative measuring technique makes it possible to take a tomographic approach to data processing using high-precision positioning in the depths of diamond pipes, iron ore deposits and accumulations of polymetallic ores. The goal of the project is to create an international company for the provision of geophysical services and to enter Russian and foreign markets
Biobank-5 Platform National BioService LLC HealthNet Creation and scaling of a network of biobanks for tissues, cell lines and other research products in five regions of the Russian Federation. The biobanks will enable the collection, study and analysis of biological markers of tumor development and progression, which, in turn, will help with the discovery of possible treatment combinations. In addition, the biobanks will help determine the effectiveness of individual treatments, which is especially important in connection with the development of personalized treatment
Spinal Neuroprosthesis Cosima LLC HealthNet Development of a neurostimulation device for patients who are able to walk on their own but you suffer from severe movement disorders following a stroke. The device is intended for use not only in the neurological and rehabilitation departments of clinics; it can also be used for in-home rehabilitation. Spinal neuroprostheses will be much cheaper than their closest alternative, i.e., exoskele tons
Experimental Digital Certification Platform Tesis LLC TechNet Creation of an integrated system of services in the field of accelerated compliance assessment and certification of products made of polymer composite materials (PCMs). Creation of an experimental digital platform whose services will ensure a reduction in the time needed (by up to 3-6 months) and in the material costs (more than 50%) for certifying PCM products and, in the long term, the output from advanced production technologies. Assessment of the new approach and testing of the services created are being performed on products made of PCMs for railway infrastructure, road construction and intermodal transport equipment
Operkit Platform EC IAS LLC TechNet Development of a unified information and analytical online platform for the provision of after-sales service for high-tech products and the creation of a centralized service that unites, in a single information space, all participants in the product life cycle: manufacturers, developers, operating entities and dealers
Mentor Academy The Skolkovo Foundation Club Movement Creating a system for mass training, certification and employment of mentors for children’s and youth projects and teams in the technological sphere, stimulating technical creativity and technological entrepreneurship in Russia. Creating a system of educational programmes, contests and mass open online courses in the field of mentoring, as well as launching an online platform that includes various services for mentors. By 2020, the project’s creators expect to train no fewer than 6,000 mentors
Practices of the Future Association of Club Movement Members ANPO Club Movement Creation of project schools that should become a space for the involvement of children and adults from various regions of Russia and abroad in the development of projects in current areas of the NTI. The goal of the project is to bridge the gap between the needs of youth teams developing projects on the frontier of technological development and the lack of mechanisms for the formation of such teams in the current educational system. Four formats for project schools are planned: regional, specialized, national and international
VORK NTI Project Support Fund, RVC is the joint implementing agency Club Movement The VORK project is an annual international makers festival in Moscow, as well as a network of group events aimed at developing engineering creativity and establishing a community of technical enthusiasts in Russia. By 2021, the project organizers plan to hold 40 thematic events in 30 Russian cities, which will gather more than 100 thousand participants. Festivals will help increase interest among young people in new technologies, test ideas before the launch of production, and also to build up any deficient skills related to the project and team approach from an early age
Digital Talent Management Platform Jet Infosystems JSC Club Movement Creation of a promising system for managing the individual educational trajectories of talented youth. The platform’s audience includes the participants and organizers of the Club Movement, as well as entrepreneurs and corporations with a need for high-tech resources. The Digital Talent Management Platform includes:
  • An aggregator of information from various open sources about Movement participants
  • A broker platform for creating a single information space for information exchange
  • An aggregator of services provided by external education systems
  • An intellectual service for the formation of an individual development trajectory for Club Movement participants using machine learning techniques and other technologies for working with big data
Autodata Glonass NP AutoNet Collection and aggregation of automobile and transport information from existing digital systems, including data on the physiological state of individuals, the operation of automobiles and the external environment: road quality, weather conditions, geography of use, etc. This information is currently collected separately by many different companies, while the integration of all this information in a single database would be of great value for the creation of new services in the field of urban intellectual mobility.
On Duty Around the Planet The Skolkovo Institute of Science and Technology, the Talent and Success educational foundation (Sirius Center), the Foundation for the Promotion of Innovation and Roscosmos Club Movement The programme combines technology contests for schoolchildren on the development of satellite equipment, the reception of data from space and the processing of data from space-based imagery. The goal of the programme is to increase the popularity of space research and development among young people in Russia. For this purpose, a state-of-the-art cognitive and educational environment in the field of space research and development is being created. Programme contests include:
  • Space data (grades 8–11)
  • Young seals 2019 (grades 8–11)
  • My School’s Satellite (ages 14–18)
  • CubeSat Satellite (ages 14–18)
  • Satellite Equipment (ages 14–18 years old)

In 2018, RVC also continued its work aimed at expanding NTI companies’ access to venture financing. As of the end of 2018, there were six venture funds with a mandate to invest in NTI projects operating in RVC’s portfolio:

  • Skolkovo Venture Fund – Industrial I
  • Skolkovo Venture Fund – IT I
  • Skolkovo Venture Fund – Agrotechnological I
  • Terra Fund II
  • Far Eastern High-Technology Fund
  • NTI Venture Fund

In 2018, two pitch sessions were organized for NTI projects with the participation of leading venture funds and corporate investors, one of which was held as part of the Open Innovations forum. Following the event, the participants continued negotiations on raising funds, and the winners were given an opportunity to take part in acceleration programs for free.

Финансовая поддержка проектов НТИ

РВК обеспечивает процедуры отбора и реализации проектов НТИ, а также формирует систему управления их жизненным циклом. При отборе новых проектов для поддержки приоритетом являются платформенные проекты, создающие вокруг себя экосистему, стимулирующую возникновение новых рыночных ниш, стартапы и инновационные бизнес-проекты состоявшихся компаний, комплексные пилотные проекты, соответствующие «дорожным картам» НТИ.

Поддержка реализации проектов НТИ может осуществляться в следующих формах:

  • предоставление грантов физическим или юридическим лицам, являющимся участниками проекта НТИ, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • оплата договоров на предоставление услуг в рамках реализации проектов НТИ;
  • оплата дополнительной эмиссии акций или вклад в уставный капитал хозяйственных обществ, являющихся участниками проекта НТИ;
  • взносы в некоммерческие организации, являющиеся участниками проекта НТИ;
  • приобретение и предоставление в пользование физическим и юридическим лицам, являющимся участниками проекта НТИ, научного и иного оборудования, интеллектуальных прав (технологий, программного обеспечения), не учитываемых на балансе Проектного офиса;
  • возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным физическими или юридическими лицами, являющимися участниками проекта НТИ, в российских кредитных организациях или в ВЭБ.РФ.

В 2018 году РВК были одобрены новые редакции ряда внутренних регламентов и порядков работы, которые позволили оптимизировать работу Проектного офиса НТИ, упростить процедуру отбора и мониторинга проектов. Были внесены изменения в принципы и порядок работы проектного комитета, «Порядок экспертизы проектов НТИ», «Положение об экспертном совете НТИ» и «Порядок мониторинга и управлениями изменениями проектов НТИ».

В 2018 году Межведомственной рабочей группой по реализации НТИ при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (МРГ) были одобрены к реализации 12 новых проектов НТИ: «Топаз», «Аэротомография», «Платформа биобанков – 5», «Спинальный нейропротез», «Экспериментально-цифровая платформа сертификации», «OperKit Platform», «Академия наставников», «Практики будущего», «ВОРК», Цифровая платформа по управлению талантами, «Автодата», «Дежурный по планете».

На конец 2018 года портфель проектов НТИ, одобренных Межведомственной рабочей группой, включал 44 проекта. На базе данных проектов и направлений «дорожных карт» НТИ стартовала работа по формированию комплексных проектов НТИ (метапроектов). Метапроекты предусматривают глубокую интеграцию технологий развития сообществ, инструментов институтов развития, ресурсов систем образования и науки в единый сетецентрический организм, способный прийти на смену концепции транснациональных корпораций. На проектном комитете НТИ в конце года были представлены первые шесть метапроектов к запуску на 2019 год. Один из них – «Искусственный интеллект в здравоохранении», для реализации которого в 2018 году совместно с врачебным сообществом была создана Ассоциация «Национальная база медицинских знаний».

«Воронка» проектов НТИ за 2016–2018 годы

Ключевые показатели в 2018 году

  • 2,3  млрд руб.
    направлено на реализацию проектов НТИ из бюджета
  • 12 
    проектов НТИ одобрено к реализации
  • млрд руб.
    направлен на реализацию проектов НТИ из внебюджетных источников
  • 25 РИД
    получено проектами НТИ
  • 44 
    проекта в общем портфеле НТИ на конец 2018 года
Проекты, одобренные Межведомственной рабочей группой к государственной поддержке в 2018 году
Проект Исполнитель «Дорожная карта» Назначение проекта
«Топаз» Компания «ИнЭнерджи» Энерджинет
    Разработка новых источников энергии, по своим характеристикам значительно превосходящих аккумуляторные батареи. Проект предполагает развитие технологии, которая будет воплощена в линейке из четырех продуктов:
  • малогабаритная портативная энергоустановка мощностью до 30 Вт;
  • автоматизированная малообслуживаемая энергоустановка для распределенной энергетики мощностью до 300 Вт;
  • мобильная энергоустановка для робототехники и беспилотных авиационных систем мощностью до 1 000 Вт;
  • учебно-методический стенд «Высокотемпературные трубчатые топливные элементы» для образовательных учреждений.
«Аэротомография» Новосибирский государственный университет (НГУ) Аэронет Разработка и создание прорывного комплекса для дистанционных геофизических поисков и разведки с применением беспилотных летательных аппаратов. Инновационный метод измерений дает возможность реализовать томографический подход к обработке полученных данных с высокоточным определением местоположения в недрах алмазоносных трубок, железорудных залежей, скопления полиметаллических руд. Цель проекта – создание международной компании по оказанию геофизических услуг, ее вывод на российский и зарубежные рынки.
«Платформа биобанков – 5» ООО «Национальный БиоСервис» Хелснет Создание и масштабирование сети биобанков тканей, клеточных линий и других исследовательских продуктов в пяти регионах Российской Федерации. Создаваемые биобанки позволят собирать, изучать и анализировать биологические маркеры развития и прогрессирования опухолей, что, в свою очередь, поможет найти возможные терапевтические комбинации. Также биобанки будут способствовать определению эффективности отдельно взятой терапии, что особенно актуально в связи с развитием персонализированного лечения.
«Спинальный нейропротез» ООО «Косима» Хелснет Разработка нейростимуляционного устройства для самостоятельной ходьбы больных с тяжелыми двигательными нарушениями после инсульта. Устройство предназначено для использования не только в неврологических и реабилитационных отделениях клиник – его также можно будет использовать для домашней реабилитации. Спинальные нейропротезы будут в разы дешевле, чем их ближайшие аналоги – экзоскелеты.
«Экспериментально-цифровая платформа сертификации» ООО «Тесис» Технет Создание комплексной системы услуг в области ускоренной оценки соответствия и сертификации продукции из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Создание экспериментально-цифровой платформы, сервисы которой обеспечивают сокращение временных (до 3–6 месяцев) и материальных (более чем в 1,5 раза) затрат на сертификацию продукции из ПКМ, а в перспективе и продукции передовых производственных технологий. Апробация нового подхода и тестирование создаваемых сервисов выполняются на изделиях из ПКМ для железнодорожной инфраструктуры, автодорожного строительства и интермодального транспортного оборудования.
«OperKit Platform» ООО «ИЦ ИАС» Технет Разработка единой информационно-аналитической онлайн-платформы по обеспечению процессов послепродажного обслуживания высокотехнологичных изделий и создание централизованного сервиса, объединяющего в едином информационном пространстве всех участников жизненного цикла продукта: производителей, разработчиков, эксплуатирующих организаций и дилеров.
«Академия наставников» Фонд «Сколково» Кружковое движение Создание системы массовой подготовки, аттестации и трудоустройства наставников для детских и молодежных проектов и команд в технологической сфере, стимулирование в России технического творчества и технологического предпринимательства. Создание системы образовательных программ, конкурсов и массовых открытых онлайн-курсов в сфере наставничества, а также запуск онлайн-платформы, включающей различные сервисы для наставников. К 2020 году авторы проекта рассчитывают подготовить не менее 6 тыс. наставников.
«Практики будущего» АНО «Ассоциация участников кружкового движения» Кружковое движение Создание проектных школ, которые должны стать пространством для вовлечения детей и взрослых из регионов России и зарубежья в разработку проектов по актуальным направлениям НТИ. Цель проекта – преодолеть разрыв между потребностями в молодежных командах, разрабатывающих проекты на фронтире технологического развития, и отсутствием в сложившейся системе образования механизмов по формированию таких команд. Запланировано четыре формата проектных школ: региональные, профильные, всероссийские и международные.
«ВОРК» Фонд поддержки проектов НТИ, соисполнитель РВК Кружковое движение Проект «ВОРК» – это ежегодный международный мейкерский фестиваль в Москве, а также сеть кружковых мероприятий, направленных на развитие инженерного творчества и формирование в России сообщества технических энтузиастов. К 2021 году организаторы проекта планируют провести 40 тематических мероприятий в 30 городах России, которые соберут более 100 тыс. участников. Фестивали позволят повысить интерес молодых людей к новым технологиям, тестировать идеи до запуска в производство, а также с раннего возраста развивать дефицитную компетенцию проектного и командного подхода.
Цифровая платформа по управлению талантами АО «Инфосистемы Джет» Кружковое движение
    Создание перспективного комплекса управления индивидуальными образовательными траекториями талантливой молодежи. Аудитория платформы – участники и организаторы Кружкового движения, предприниматели и корпорации с ресурсными потребностями в области высоких технологий. Цифровая платформа по управлению талантами включает в себя:
  • агрегатор информации об участниках движения из различных открытых источников;
  • брокер-платформу для создания единого информационного пространства обмена данными;
  • агрегатор сервисов, предоставляемых внешними системами в сфере образования;
  • интеллектуальный сервис для формирования индивидуальной траектории развития участников Кружкового движения, использующий методы машинного обучения и другие технологии работы с big data.
«Автодата» НП Глонасс Автонет Сбор и агрегация автомобильных и транспортных данных уже существующих цифровых систем, включая данные о физиологическом состоянии человека, эксплуатации автомобиля, внешней окружающей среде: качестве дороги, погодных условиях, географии использования и т. д. На сегодняшний день данные собираются многими компаниями разрозненно, в то время как интеграция всех данных на базе единого источника представляет большую ценность для формирования новых сервисов в сфере городской интеллектуальной мобильности.
«Дежурный по планете» Сколковский институт науки и технологий, образовательный фонд «Талант и успех» (центр «Сириус»), Фонд содействия инновациям и корпорация «Роскосмос» Кружковое движение Программа, объединяющая технологические конкурсы для школьников по разработке оборудования для спутников, приему космических данных и обработке данных космической съемки. Цель программы – повысить популярность космических исследований и разработок среди молодежи России. Для этого формируется современная познавательная и образовательная среда в области космических исследований и разработок. Конкурсы в рамках программы:
  • «Космические данные» (8–11 классы);
  • «Бельки-2019» (8–11 классы);
  • «Спутник моей школы» (14–18 лет);
  • «Спутник CubeSat» (14–18 лет);
  • «Оборудование космических аппаратов» (14–18 лет).

В 2018 году РВК также продолжила работу по расширению доступа компаний НТИ к венчурному финансированию. На конец 2018 года в портфеле РВК действует шесть венчурных фондов с мандатом инвестиций в проекты НТИ:

  • «Венчурный Фонд Сколково – Индустриальный I»;
  • «Венчурный Фонд Сколково – ИТ I»;
  • «Венчурный Фонд Сколково – Агротехнологический I»;
  • Венчурный фонд Terra Fund II;
  • Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий;
  • Венчурный Фонд НТИ.

В 2018 году были организованы две питч-сессии для проектов НТИ с участием ведущих венчурных фондов и корпоративных инвесторов, одна из которых прошла в рамках форума «Открытые инновации». По итогам участники продолжили переговоры о привлечении финансирования, а победители получили возможность бесплатно пройти акселерационные программы.