Образовательное направление

Олимпиада НТИ

Олимпиада НТИ – уникальный формат инженерных состязаний для школьников 7–11 классов. Начиная с 2015 года Олимпиаду организуют РВК, Кружковое движение НТИ и АСИ в партнерстве с ведущими инженерными вузами и технологическими компаниями.

В 2018/2019 учебном году в Олимпиаде НТИ участвуют более 38 тыс. российских школьников из 430 городов России. Соревнования проводятся по 19 профилям (беспилотный транспорт, интеллектуальная энергетика, малая космонавтика, нейро- и биотехнологии, робототехника и др.), которые соответствуют отраслевым приоритетам Национальной технологической инициативы. Победители 13 из 19 профилей получают 100 баллов ЕГЭ по физике, математике, биологии, химии, информатике или географии при поступлении в ведущие инженерные вузы.

В этом сезоне финальные профильные состязания организованы на площадках в 10 городах. Финалы проходят в формате хакатонов: участники должны найти наилучшее решение технологической проблемы, например, оптимальный алгоритм обработки данных или технологию получения материала с заданными свойствами. Задачи для ребят традиционно составляют представители инженерных вузов и технологических компаний: среди партнеров Олимпиады НТИ: Роснано, Аэрофлот, МФТИ, МТС, Университет ИТМО, МАИ, ДВФУ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, Университет Иннополис, Московский политехнический университет, Томский политехнический университет (ТПУ), Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ).

74_1

В 2018 году Олимпиада НТИ впервые открыла прием заявок на студенческий трек.

В 2018 году организаторы Олимпиады НТИ приняли решение об открытии дополнительного трека для студентов. Победители студенческого трека смогут бесплатно обучаться в магистратуре пяти вузов в Москве (Сколтех), Санкт-Петербурге (ИТМО), Томске (ТПУ), Казани (Иннополис) и Владивостоке (ДВФУ). Помимо обучения в магистратуре, студенты получат возможность пройти стажировки в лабораториях разработчиков профилей, летних проектных школах и офисах корпораций-партнеров.

Учащиеся вузов соревнуются по шести направлениям, среди которых «Аэрокосмические системы», «Виртуальная и дополненная реальность», «Интеллектуальные робототехнические системы», «Прикладной искусственный интеллект», «Технологии беспроводной связи», «Умный город». Организаторы не установили возрастных ограничений, трек будет доступен студентам всех курсов.


Кружковое движение – главная долгосрочная ставка НТИ. Именно поколение нынешних «кружковцев» обеспечит России технологическое лидерство в глобальном мире. Цель на 2019 год – вовлечь в орбиту Кружкового движения 100 тыс. талантов. В 2018 году Олимпиада НТИ достигла знакового рубежа – на отборочный тур зарегистрировалось 38 349 школьников из 85 регионов – больше, чем в сумме за все предыдущие годы! Уверенно развивается проект «Академия наставников» – уже состоялось 12 школ с участием 1,5 тыс. слушателей, еще более 12 тыс. человек прошли первые онлайн-курсы. Запустили серию проектных школ «Практики будущего», где дети и взрослые вместе разрабатывают проекты по актуальным направлениям НТИ. На 2019 год у нас большие планы: стартует проект RUKAMI – в 10 городах страны пройдут яркие фестивали для популяризации технологического творчества. Готовимся запустить цифровую платформу «Талант», с помощью которой «кружковцы» смогут выстраивать для себя персональные траектории развития. Цель Кружкового движения – сделать российское сообщество технологических энтузиастов «магнитом» для талантов со всего мира, поэтому недалеко и до больших международных проектов.
Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы Кружкового движения НТИ

Урок НТИ

В сентябре 2018 года в 1,8 тыс. российских школ из 412 городов появился урок Национальной технологической инициативы. Урок рассчитан на учащихся 8–11 классов. В программу включены материалы, разъясняющие старшеклассникам, что такое Национальная технологическая инициатива, какие перед ней стоят задачи, каких специалистов будут требовать рынки НТИ.

Разработано шесть сценариев урока, соответствующих направлениям НТИ: «Человек», «Информация», «Инфраструктура», «Техника», «Производство» и «Экология». Например, по направлению «Человек» школьники могут познакомиться с бионическими технологиями, редактированием генома, превентивной медициной. По направлению «Информация» – с блокчейном, большими данными, искусственным интеллектом, квантовыми технологиями. На уроке «Техника» учителя рассказывают про развитие беспилотного транспорта и машинного зрения. Учителя смогут выбрать и предложить школьникам задания, похожие на те, что решают школьники в разных профилях Олимпиады НТИ. Провести урок учителю помогают инженеры-новаторы, бизнесмены, молодые изобретатели: их короткие интервью включены в материалы к уроку.

764_1

Университет НТИ «20.35»

Университет НТИ «20.35» был создан в ноябре 2017 года. Это первый в России университет, который обеспечивает профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Университет ориентирован на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы и специалистов, работающих на новых глобальных рынках.

Задачи университета до 2025 года:
  • подготовка кадров для реализации «дорожных карт» НТИ (15 тыс. человек);
  • подготовка команд Chief Data Officer для региональных и федеральных органов власти (30 тыс. человек).

Университет НТИ «20.35» – это новый формат обучения, где необходимые студенту образовательные модули индивидуально собираются в различных учебных заведениях с самыми сильными курсами. Именно такой подход позволяет назвать Университет «сетевым проектом». Новый формат позволяет сконцентрировать лучшие разработки институтов, университетов, Федерального агентства научных организаций, корпоративных академий, производств и даже единичных специалистов на одной платформе. Программа учитывает имеющийся у студента уровень компетенций для оптимального подбора курсов. Обучение проводится как в очном, так и заочном режиме.

В 2018 году Университет НТИ «20.35» начал полномасштабную образовательную деятельность: провел двухнедельный интенсив, подготовил и запустил курсы и образовательные модули для участников рынков НТИ и государственных служащих.

Самым ярким событием года стало проведение образовательного интенсива «Остров 10–21». Это самое сложное, но при этом значимое мероприятие с точки зрения связки молодых талантов и участников НТИ.

Вместо диплома для выпускника Университета НТИ «20.35» будет сформирован цифровой профиль компетенций (ЦПК), который отражает его реальные достижения. Создание профиля компетенций как нового подтверждения результатов обучения заложено в программе «Цифровая экономика». Ожидается, что к 2020 году доля обучающихся с использованием ЦПК составит 20 %, а количество выпускников системы профессионального образования с базовыми компетенциями цифровой экономики превысит 300 тыс. человек в год.

РВК оказывает экспертно-аналитическую поддержку формирования Университета НТИ «20.35», в том числе в части:

  • создания нормативной базы деятельности университета;
  • «тонкой настройки» образовательного процесса – как содержательной части, так и организационной (переход от вертикальных форматов преподавания к горизонтальным, усиление форматоров работ, предполагающих кооперацию между студентами).
«Остров 10–21»:
  • 1 тыс.
    обучающихся
  • 1 тыс.
    образовательных мероприятий
  • 250 +
    экспертов и преподавателей
  • 30  тыс.
    заинтересованных
  • тыс.
    профилей участников
  • 71
    регион
  • 14 - 61
    возраст участников
  • 100
    юных талантов
  • 194
    участника от регионов по направлению Chief Data Officer
Базовая кафедра РВК в МФТИ «Управление технологическими проектами»

Базовая кафедра РВК «Управление технологическими проектами» работает на базе Физтех-школы прикладной математики и информатики Московского физико-технического института (МФТИ) с 2011 года.

Уже более восьми лет кафедра готовит специалистов, способных управлять научными исследованиями и разработками, созданием и продвижением новых продуктов и технологий, запуском собственных наукоемких бизнесов. Магистерские программы кафедры рассчитаны на выпускников бакалавриата и специалитета инженерных, компьютерных, технических и естественно-научных специальностей и позволяют дополнить бэкграунд студентов бизнес-подготовкой. Основными заказчиками кадров, которые выпускает кафедра, выступают венчурные фонды и технологические компании. Ее выпускники становятся аналитиками, инвестиционными менеджерами венчурных фондов, технологическими брокерами, руководителями соответствующих служб в высокотехнологических компаниях и создают собственные инновационные предприятия.

С 2012 года кафедра реализует магистерскую программу «Венчурные инвестиции и технологическое предпринимательство», которая зарекомендовала себя как эффективный источник талантов для венчурного рынка. За время обучения студенты получают прикладные знания в сфере управления, экономики и финансов, узнают, как превратить научную идею в технологию, как технологию превратить в продукт, как из продукта сделать тот, который появится на рынке. Студенты во время обучения проходят стажировку в венчурных фондах, технологических стартапах и инновационно активных компаниях как в России, так и за рубежом. Выпускники магистерской программы работают в венчурных фондах, в технологических компаниях, осуществляют внедрение и развитие технологических инноваций, становятся основателями и ключевыми участниками технологических стартапов.

В 2018 году кафедра запустила новую магистерскую программу «Управление проектами в сфере технологий искусственного интеллекта» под задачи ЦК НТИ на базе МФТИ по направлению «Искусственный интеллект». Программа реализуется совместно с кафедрой интеллектуальных систем МФТИ и лабораториями ЦК НТИ МФТИ (лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ (проект iPavlov) и лабораторией прикладных исследований МФТИ-Сбербанк).

Программа создана для выпускников бакалавриата технических специальностей, у которых есть идея продукта или готовый бизнес-проект, которые можно реализовать с использованием технологий на базе iPavlov – открытой платформы для разработки разговорного искусственного интеллекта и технологий МФТИ-Сбербанк. В процессе обучения под руководством научных руководителей студенты могут создать собственный стартап – разработать продукт и подготовить его к коммерциализации.

В 2018 году организованы международные стажировки студентов кафедры РВК в венчурных фондах Mindrock Capital (США), Pix Vine Capital (Сингапур) и IncuVest Pte Ltd (Сингапур).

На данный момент общая численность студентов и выпускников двух магистерских программ кафедры РВК «Венчурные инвестиции и технологическое предпринимательство» и «Управление проектами в сфере технологий искусственного интеллекта» составляет 114 человек.

В ближайшем будущем на кафедре РВК планируется дальнейшее расширение линейки образовательных программ в направлении создания сетевых модельных образовательных программ, в том числе под задачи ЦК НТИ, а также развитие международной кооперации с ведущими университетами и внедрение дистанционных методов обучения.

Межвузовский учебный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство»

В 2018 учебном году в российских вузах появился учебный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», разработанный РВК совместно с Университетом ИТМО и Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова.

Курс рассчитан на студентов и может быть включен в программу как обязательная или факультативная дисциплина. В основу образовательной программы легли элементы проектного обучения по методике Lean LaunchPad, разработанной технологическим предпринимателем, преподавателем Стендфордского университета Стивом Бланком, при этом курс предполагает, что при необходимости каждый вуз может адаптировать его к своей отраслевой специфике.

Курс решает одну из важнейших задач современного инженерного образования – развитие у студентов естественно-научных и технических специальностей предпринимательского мышления, которое является важным условием соответствия выпускников требованиям современного рынка труда.

Учебный курс носит практический характер. В рамках программы студенты учатся процессу разработки высокотехнологичных продуктов или услуг, организации деятельности в области трансфера технологий и лицензирования, формирования стартапа и реализации коммерческого НИОКР, осваивают методы формирования команды проекта, разработки плана мероприятий по выведению продукта на рынок.

Лицензионные договоры о внедрении курса в учебные программы заключены с 44 российскими университетами, проведено две обучающие сессии для преподавателей университетов – операторов учебного курса. Участие в обучении приняли 108 преподавателей ведущих инженерных вузов. Планируется, что к 2020 году количество вузов – операторов курса достигнет 100, а обучение пройдут около 50 тыс. студентов.

Многим до сих пор кажется, что обучить предпринимательству нельзя. А если и можно, то это что-то несерьезное и не может быть в основной университетской программе. Как институт развития, мы убеждены, что обучение технологическому предпринимательству – одна из самых серьезных задач, стоящих перед системой высшего образования. Более того, курсы технологического предпринимательства должны быть не только в самых продвинутых университетах – они должны быть массовыми. Именно такие задачи мы перед собой ставим: чтобы в 2020 году через обучение по нашему курсу проходили десятки тысяч студентов ежегодно.
Алексей Гусев, директор по развитию инновационной экосистемы РВК