Education

NTI Contest

The NTI Contest is a unique format of engineering contests for students in grades 7–11. Since 2015, the contest has been organized by RVC, the NTI Club Movement and ASI in partnership with leading engineering universities and technology companies.

In the 2018/2019 academic year, more than 38 thousand Russian schoolchildren from 430 Russian cities took part in the NTI Contest. Competitions are held in 19 specializations (driverless vehicles, intelligent energy, small space technology, neuro- and biotechnology, robotics, etc.) that correspond to the sectoral priorities of the National Technology Initiative. The winners of 13 of the 19 specializations receive 100 points on their uniform state exams in physics, mathematics, biology, chemistry, computer science or geography when they enter leading engineering universities.

This seasoncompetitions in various specializations are being organized at sites in 10 cities. Finals are held in a hackathon format: participants must find the best solution to a technological problem, for example, an optimal data processing algorithm or the technology for obtaining material with specified properties. The tasks for the schoolchildren have traditionally been assigned by representatives of engineering universities and technology companies: NTI Contest partners include the Rusnano Fund for Infrastructure and Educational Programmes, Aeroflot, the Moscow Institute of Physics and Technology, MTS, ITMO University, the Moscow Aviation Institute, Far Eastern Federal University, Bauman Moscow State Technical University, Innopolis University, Moscow Polytechnic University, Tomsk Polytechnic University and Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Education

In 2018, the NTI Contest started taking applications for the first time for the student track. In 2018, the organizers of the NTI Contest decided to open up an additional track for students. The winners of the student track will be able to enrol in master’s programmes for free at five universities in Moscow (Skolkovo Institute of Science and Technology), St. Petersburg (ITMO), Tomsk (Tomsk Polytechnic University), Kazan (Innopolis) and Vladivostok (Far Eastern Federal University). In addition to studying in a master’s programme, students will have an opportunity to take part in internships in the laboratories of specialized developers, summer design schools and the offices of partner corporations.

University students compete in six fields, including aerospace systems, virtual and augmented reality, intelligent robotic systems, applied artificial intelligence, wireless communication technologies and smart cities. The organizers did not set an age limit, and the track will be available to students in any area of specialization.


The Club Movement is the NTI’s main long-term bet. It is the current generation of club members that will provide Russia with technological leadership in a globalized world. The goal for 2019 is to engage 100,000 talented individuals in the Club Movement. In 2018, the NTI Contest reached a milestone: some 38,349 schoolchildren from 85 regions registered for the qualifying round, which was more than the total for all previous years combined! the Mentor Academy project is developing at a steady pace: 12 schools have already been held with 1,500 participants, and more than 12,000 people have completed the first online courses. They launched a series of project schools called ‘Practices of the Future’, where children and adults develop projects together in current areas of NTI interest. We have big plans for 2019: the RUKAMI project will get under way – outstanding festivals will be held in 10 cities around the country to popularize technological creativity. We are preparing to launch a digital platform called ‘Talent’, with the help of which Club Movement members will be able to create their own personal development trajectories. The purpose of the Club Movement is to make the Russian community of technology enthusiasts a magnet for talented individuals from around the world, thus bringing them closer to large international projects.
Dmitry Zemtsov, leader of the NTI Club Movement working group

NTI Lessons

In September 2018, the NTI Lessons initiative was launched at 1,800 Russian schools in 412 cities. The lessons are designed for students in grades 8-11. The programme includes materials that explain to high school students what the National Technology Initiative is, the challenges it faces and the types of experts who will be required by NTI markets.

Six lesson scenarios have been developed that correspond to the following NTI areas: human beings, information, infrastructure, technology, production and the environment. In the area of human beings, for example, schoolchildren can learn about bionic technologies, genome editing and preventive medicine. In the area of information, they can learn about blockchain, big data, artificial intelligence and quantum technologies. In technology lessons, teachers talk about the development of driverless vehicles and machine vision. Teachers will be able to choose and offer students tasks similar to those solved by students in different NTI Contest specializations. Innovation engineers, businesspeople and young inventors help teachers deliver lessons by means of short interviews that are included in the lesson materials.

NTI Lessons

NTI University 20.35

NTI University 20.35 was established in November 2017. This is the first university in Russia that provides for professional development in the digital economy. The university is focused on training company leaders, NTI participants and specialists working in new global markets.

The university’s objectives up until 2025:
  • Training specialists for the implementation of NTI road maps (15,000 people)
  • Training teams of chief data officers for regional and federal authorities (30,000 people)

NTI University 20.35 is a new format of education, where the modules that a student needs are individually assembled in various educational institutions with the strongest courses. It is this approach that allows us to call the university a network project. The new format enables us to concentrate the best developments from institutions, universities, the Federal Agency for Scientific Organizations, corporate academies, production facilities and even individual specialists in one platform. The programme takes into account students’ current skill level when suggesting the optimal selection of courses. Both full-time and part-time training are available.

NTI University 20.35 launched full-scale educational operations in 2018: it conducted an intensive two-week course and prepared and launched courses and educational modules for participants in NTI markets and for civil servants

  • About 100 trainees participated in the first edition for NeuroNet
  • In the second edition, 35 teams were trained for NeuroNet
  • More than 1,000 people took part in the Island 10-21 workshop

The Island 10–21 workshop was the best event of the year. This is the most complex, but also the most important event in terms of contacts between talented young individuals and NTI participants.

Instead of a diploma for graduating from NTI University 20.35, a digital competency profile (DCP) will be created that reflects actual achievements. The creation of a competency profile as a new form of validation of learning outcomes is incorporated into the Digital Economy programme. It is expected that, by 2020, 20% of students will be using a DCP, and there will be more than 300 thousand graduates of the vocational education system per year with basic digital economy skills.

RVC has provided expert and analytical support for the formation of NTI University 20.35, including:

  • creating a regulatory framework for university activities;
  • fine-tuning of the educational process, in terms of both content and organization (transition from vertical teaching formats to horizontal ones, solidifying the formats for work involving cooperation between students).
Island 10‑21:
  • 1, 000 +
    trainees
  • 1, 000 +
    educational events
  • 250 +
    experts and trainers
  • 30,000
    interested individuals
  • 8,000
    specialized participants
  • 71
    regions
  • 14 - 61
    participants ranging from 14 to 61 years of age
  • 100
    “young talents”
  • 194
    participants from various regions concerning the role of chief data officer
Specialized department of RVC at the Moscow Institute of Physics and Technology, called Management of Technology Projects

RVC specialized department of Technology Management has been in operation at the Faculty of Innovation and High Technology in MIPT since 2011.

Over the past eight years, the department has been training specialists capable of managing R&D projects, creating and promoting new products and technologies and launching their own high-tech businesses. The department offers master’s programmes for students of bachelor’s and specialized programmes in engineering or computer, technical and natural sciences; the programmes also enable students to supplement their studies with business training. The main companies looking to hire department graduates are venture funds and technology companies. The department’s graduates become analysts, investment managers at venture funds, technology brokers, heads of services in high-tech companies and create their own innovative enterprises.

Since 2012, the Department has been running a Master’s Programme in Venture Investments and Technology Entrepreneurship, which has established itself as an effective source of talent for the venture capital market. During their studies, students learn skills that they can apply in the fields of management, economics and finance, and they discover how to turn a scientific idea into a technology, how to turn a technology into a product, and how to turn that product into something that can be marketed. During their studies, students take part in internships in venture capital funds, technology start-ups and companies focused on innovation both in Russia and abroad. Graduates of the master’s programme work in venture funds and technology companies, implement and develop technological innovations, and establish and play key roles in technological start-ups.

In 2018, the department launched a new Master’s Programme in Project Management in the Field of Artificial Intelligence Technologies at MIPT to meet the NTI’s objectives in the field of artificial intelligence. The programme is implemented in conjunction with the Department of Intelligent Systems at MIPT and the NTI laboratories at MIPT (the Laboratory for Neural Systems and Deep Learning (iPavlov project) and the MIPT-Sberbank Laboratory for Applied Research). The programme is designed for graduates with undergraduate technical specializations who have an idea for a product or a ready-made business project that can be implemented using technologies based on iPavlov, an open platform for developing conversational artificial intelligence, and MIPT-Sberbank technologies. In the process of learning under the guidance of scientific leaders, students can create their own start-up, i.e., develop a product and prepare it for commercialization. In 2018, international internships were organized for RVC students at the venture funds MindRock Capital (USA), Pix Vine Capital (Singapore) and IncuVest Pte Ltd (Singapore). At the moment, there are a total of 114 students who are either enrolled in, or have graduated from, the two master’s programmes run by the RVC department: Venture Investments and Technological Entrepreneurship and Project Management in the Field of Artificial Intelligence Technologies. In the near future, the RVC department plans to further expand its range of educational programmes with the aim of creating a network model educational programmes, including those aimed at fulfilling the NTI’s objectives.

“Innovative Economics and Technological Entrepreneurship” interuniversity training course

In the 2018 academic year, a course called “Innovative Economics and Technological Entrepreneurship” appeared in Russian universities that was developed by RVC in cooperation with ITMO University and Lomonosov Moscow State University.

The course is designed for students and can be included as a compulsory or optional discipline. The educational programme is based on the elements of project training according to the Lean LaunchPad methodology, which was developed by a technology entrepreneur and lecturer at Stanford University, Steve Blank, and the course assumes that, if necessary, each university can adapt it to the specific features of a particular industry.

The course fulfils one of the most important objectives of modern engineering education: the development, among students of natural sciences and technical specializations, of entrepreneurial thinking, which is essential for graduates to meet the requirements of the current labour market.

The course is practical in nature. As part of the programme, students learn the process of developing high-tech products or services, organizing technology transfer activities and licensing, creating start-ups and implementing commercial R&D, mastering techniques for building a project team and developing an action plan to bring their product to market.

Licensing agreements on the introduction of the course into the curriculum have been concluded with 44 Russian universities, and two training sessions have been held for university lecturers who are conducting the training course. One hundred eight teachers from leading engineering universities have taken part in the training. The number of universities conducting the course is expected to reach 100 by 2020, and about 50 thousand students will be trained.

A lot of  people still think that it’s impossible to teach entrepreneurship. And if it is possible, that it’s something frivolous and that it can’t be part of one’s main programme at university. As a development institution, we are convinced that training in technology entrepreneurship is one of the most serious challenges facing the higher education system. Moreover, not only should there be technology entrepreneurship courses at the most advanced universities, but they should be widely available. These are the objectives we have set for ourselves: that, by 2020, tens of  thousands of students will take our course every year.
Aleksey Gusev, Director for Innovative Ecosystem Development RVC

Образовательное направление

Олимпиада НТИ

Олимпиада НТИ – уникальный формат инженерных состязаний для школьников 7–11 классов. Начиная с 2015 года Олимпиаду организуют РВК, Кружковое движение НТИ и АСИ в партнерстве с ведущими инженерными вузами и технологическими компаниями.

В 2018/2019 учебном году в Олимпиаде НТИ участвуют более 38 тыс. российских школьников из 430 городов России. Соревнования проводятся по 19 профилям (беспилотный транспорт, интеллектуальная энергетика, малая космонавтика, нейро- и биотехнологии, робототехника и др.), которые соответствуют отраслевым приоритетам Национальной технологической инициативы. Победители 13 из 19 профилей получают 100 баллов ЕГЭ по физике, математике, биологии, химии, информатике или географии при поступлении в ведущие инженерные вузы.

В этом сезоне финальные профильные состязания организованы на площадках в 10 городах. Финалы проходят в формате хакатонов: участники должны найти наилучшее решение технологической проблемы, например, оптимальный алгоритм обработки данных или технологию получения материала с заданными свойствами. Задачи для ребят традиционно составляют представители инженерных вузов и технологических компаний: среди партнеров Олимпиады НТИ: Роснано, Аэрофлот, МФТИ, МТС, Университет ИТМО, МАИ, ДВФУ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, Университет Иннополис, Московский политехнический университет, Томский политехнический университет (ТПУ), Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ).

74_1

В 2018 году Олимпиада НТИ впервые открыла прием заявок на студенческий трек.

В 2018 году организаторы Олимпиады НТИ приняли решение об открытии дополнительного трека для студентов. Победители студенческого трека смогут бесплатно обучаться в магистратуре пяти вузов в Москве (Сколтех), Санкт-Петербурге (ИТМО), Томске (ТПУ), Казани (Иннополис) и Владивостоке (ДВФУ). Помимо обучения в магистратуре, студенты получат возможность пройти стажировки в лабораториях разработчиков профилей, летних проектных школах и офисах корпораций-партнеров.

Учащиеся вузов соревнуются по шести направлениям, среди которых «Аэрокосмические системы», «Виртуальная и дополненная реальность», «Интеллектуальные робототехнические системы», «Прикладной искусственный интеллект», «Технологии беспроводной связи», «Умный город». Организаторы не установили возрастных ограничений, трек будет доступен студентам всех курсов.


Кружковое движение – главная долгосрочная ставка НТИ. Именно поколение нынешних «кружковцев» обеспечит России технологическое лидерство в глобальном мире. Цель на 2019 год – вовлечь в орбиту Кружкового движения 100 тыс. талантов. В 2018 году Олимпиада НТИ достигла знакового рубежа – на отборочный тур зарегистрировалось 38 349 школьников из 85 регионов – больше, чем в сумме за все предыдущие годы! Уверенно развивается проект «Академия наставников» – уже состоялось 12 школ с участием 1,5 тыс. слушателей, еще более 12 тыс. человек прошли первые онлайн-курсы. Запустили серию проектных школ «Практики будущего», где дети и взрослые вместе разрабатывают проекты по актуальным направлениям НТИ. На 2019 год у нас большие планы: стартует проект RUKAMI – в 10 городах страны пройдут яркие фестивали для популяризации технологического творчества. Готовимся запустить цифровую платформу «Талант», с помощью которой «кружковцы» смогут выстраивать для себя персональные траектории развития. Цель Кружкового движения – сделать российское сообщество технологических энтузиастов «магнитом» для талантов со всего мира, поэтому недалеко и до больших международных проектов.
Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы Кружкового движения НТИ

Урок НТИ

В сентябре 2018 года в 1,8 тыс. российских школ из 412 городов появился урок Национальной технологической инициативы. Урок рассчитан на учащихся 8–11 классов. В программу включены материалы, разъясняющие старшеклассникам, что такое Национальная технологическая инициатива, какие перед ней стоят задачи, каких специалистов будут требовать рынки НТИ.

Разработано шесть сценариев урока, соответствующих направлениям НТИ: «Человек», «Информация», «Инфраструктура», «Техника», «Производство» и «Экология». Например, по направлению «Человек» школьники могут познакомиться с бионическими технологиями, редактированием генома, превентивной медициной. По направлению «Информация» – с блокчейном, большими данными, искусственным интеллектом, квантовыми технологиями. На уроке «Техника» учителя рассказывают про развитие беспилотного транспорта и машинного зрения. Учителя смогут выбрать и предложить школьникам задания, похожие на те, что решают школьники в разных профилях Олимпиады НТИ. Провести урок учителю помогают инженеры-новаторы, бизнесмены, молодые изобретатели: их короткие интервью включены в материалы к уроку.

764_1

Университет НТИ «20.35»

Университет НТИ «20.35» был создан в ноябре 2017 года. Это первый в России университет, который обеспечивает профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Университет ориентирован на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы и специалистов, работающих на новых глобальных рынках.

Задачи университета до 2025 года:
  • подготовка кадров для реализации «дорожных карт» НТИ (15 тыс. человек);
  • подготовка команд Chief Data Officer для региональных и федеральных органов власти (30 тыс. человек).

Университет НТИ «20.35» – это новый формат обучения, где необходимые студенту образовательные модули индивидуально собираются в различных учебных заведениях с самыми сильными курсами. Именно такой подход позволяет назвать Университет «сетевым проектом». Новый формат позволяет сконцентрировать лучшие разработки институтов, университетов, Федерального агентства научных организаций, корпоративных академий, производств и даже единичных специалистов на одной платформе. Программа учитывает имеющийся у студента уровень компетенций для оптимального подбора курсов. Обучение проводится как в очном, так и заочном режиме.

В 2018 году Университет НТИ «20.35» начал полномасштабную образовательную деятельность: провел двухнедельный интенсив, подготовил и запустил курсы и образовательные модули для участников рынков НТИ и государственных служащих.

Самым ярким событием года стало проведение образовательного интенсива «Остров 10–21». Это самое сложное, но при этом значимое мероприятие с точки зрения связки молодых талантов и участников НТИ.

Вместо диплома для выпускника Университета НТИ «20.35» будет сформирован цифровой профиль компетенций (ЦПК), который отражает его реальные достижения. Создание профиля компетенций как нового подтверждения результатов обучения заложено в программе «Цифровая экономика». Ожидается, что к 2020 году доля обучающихся с использованием ЦПК составит 20 %, а количество выпускников системы профессионального образования с базовыми компетенциями цифровой экономики превысит 300 тыс. человек в год.

РВК оказывает экспертно-аналитическую поддержку формирования Университета НТИ «20.35», в том числе в части:

  • создания нормативной базы деятельности университета;
  • «тонкой настройки» образовательного процесса – как содержательной части, так и организационной (переход от вертикальных форматов преподавания к горизонтальным, усиление форматоров работ, предполагающих кооперацию между студентами).
«Остров 10–21»:
  • 1 тыс.
    обучающихся
  • 1 тыс.
    образовательных мероприятий
  • 250 +
    экспертов и преподавателей
  • 30  тыс.
    заинтересованных
  • тыс.
    профилей участников
  • 71
    регион
  • 14 - 61
    возраст участников
  • 100
    юных талантов
  • 194
    участника от регионов по направлению Chief Data Officer
Базовая кафедра РВК в МФТИ «Управление технологическими проектами»

Базовая кафедра РВК «Управление технологическими проектами» работает на базе Физтех-школы прикладной математики и информатики Московского физико-технического института (МФТИ) с 2011 года.

Уже более восьми лет кафедра готовит специалистов, способных управлять научными исследованиями и разработками, созданием и продвижением новых продуктов и технологий, запуском собственных наукоемких бизнесов. Магистерские программы кафедры рассчитаны на выпускников бакалавриата и специалитета инженерных, компьютерных, технических и естественно-научных специальностей и позволяют дополнить бэкграунд студентов бизнес-подготовкой. Основными заказчиками кадров, которые выпускает кафедра, выступают венчурные фонды и технологические компании. Ее выпускники становятся аналитиками, инвестиционными менеджерами венчурных фондов, технологическими брокерами, руководителями соответствующих служб в высокотехнологических компаниях и создают собственные инновационные предприятия.

С 2012 года кафедра реализует магистерскую программу «Венчурные инвестиции и технологическое предпринимательство», которая зарекомендовала себя как эффективный источник талантов для венчурного рынка. За время обучения студенты получают прикладные знания в сфере управления, экономики и финансов, узнают, как превратить научную идею в технологию, как технологию превратить в продукт, как из продукта сделать тот, который появится на рынке. Студенты во время обучения проходят стажировку в венчурных фондах, технологических стартапах и инновационно активных компаниях как в России, так и за рубежом. Выпускники магистерской программы работают в венчурных фондах, в технологических компаниях, осуществляют внедрение и развитие технологических инноваций, становятся основателями и ключевыми участниками технологических стартапов.

В 2018 году кафедра запустила новую магистерскую программу «Управление проектами в сфере технологий искусственного интеллекта» под задачи ЦК НТИ на базе МФТИ по направлению «Искусственный интеллект». Программа реализуется совместно с кафедрой интеллектуальных систем МФТИ и лабораториями ЦК НТИ МФТИ (лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ (проект iPavlov) и лабораторией прикладных исследований МФТИ-Сбербанк).

Программа создана для выпускников бакалавриата технических специальностей, у которых есть идея продукта или готовый бизнес-проект, которые можно реализовать с использованием технологий на базе iPavlov – открытой платформы для разработки разговорного искусственного интеллекта и технологий МФТИ-Сбербанк. В процессе обучения под руководством научных руководителей студенты могут создать собственный стартап – разработать продукт и подготовить его к коммерциализации.

В 2018 году организованы международные стажировки студентов кафедры РВК в венчурных фондах Mindrock Capital (США), Pix Vine Capital (Сингапур) и IncuVest Pte Ltd (Сингапур).

На данный момент общая численность студентов и выпускников двух магистерских программ кафедры РВК «Венчурные инвестиции и технологическое предпринимательство» и «Управление проектами в сфере технологий искусственного интеллекта» составляет 114 человек.

В ближайшем будущем на кафедре РВК планируется дальнейшее расширение линейки образовательных программ в направлении создания сетевых модельных образовательных программ, в том числе под задачи ЦК НТИ, а также развитие международной кооперации с ведущими университетами и внедрение дистанционных методов обучения.

Межвузовский учебный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство»

В 2018 учебном году в российских вузах появился учебный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», разработанный РВК совместно с Университетом ИТМО и Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова.

Курс рассчитан на студентов и может быть включен в программу как обязательная или факультативная дисциплина. В основу образовательной программы легли элементы проектного обучения по методике Lean LaunchPad, разработанной технологическим предпринимателем, преподавателем Стендфордского университета Стивом Бланком, при этом курс предполагает, что при необходимости каждый вуз может адаптировать его к своей отраслевой специфике.

Курс решает одну из важнейших задач современного инженерного образования – развитие у студентов естественно-научных и технических специальностей предпринимательского мышления, которое является важным условием соответствия выпускников требованиям современного рынка труда.

Учебный курс носит практический характер. В рамках программы студенты учатся процессу разработки высокотехнологичных продуктов или услуг, организации деятельности в области трансфера технологий и лицензирования, формирования стартапа и реализации коммерческого НИОКР, осваивают методы формирования команды проекта, разработки плана мероприятий по выведению продукта на рынок.

Лицензионные договоры о внедрении курса в учебные программы заключены с 44 российскими университетами, проведено две обучающие сессии для преподавателей университетов – операторов учебного курса. Участие в обучении приняли 108 преподавателей ведущих инженерных вузов. Планируется, что к 2020 году количество вузов – операторов курса достигнет 100, а обучение пройдут около 50 тыс. студентов.

Многим до сих пор кажется, что обучить предпринимательству нельзя. А если и можно, то это что-то несерьезное и не может быть в основной университетской программе. Как институт развития, мы убеждены, что обучение технологическому предпринимательству – одна из самых серьезных задач, стоящих перед системой высшего образования. Более того, курсы технологического предпринимательства должны быть не только в самых продвинутых университетах – они должны быть массовыми. Именно такие задачи мы перед собой ставим: чтобы в 2020 году через обучение по нашему курсу проходили десятки тысяч студентов ежегодно.
Алексей Гусев, директор по развитию инновационной экосистемы РВК